Заметили ошибку?

Выделите мышью и нажмите Ctrl+Enter

Нефтегазовая отрасль России - одна из наиболее экологически неблагоприятных отраслей экономики страны, но при этом и сегодня, и в среднесрочной перспективе эта отрасль является основой российской экономики, а значит нужны усилия всего общества по ее экологизации. Для того чтобы уменьшить негативное влияние отрасли на окружающую среду, потребители их продукции и кредиторы их деятельности должны отдавать предпочтение компаниям, причиняющим меньший экологический ущерб и стремящимся к более экологически ответственной деятельности. Для принятия решения, конечному потребителю и кредитным организациям необходимо иметь объективную информацию о степени экологической ответственности компании.

На данный момент в России нет рейтинга, позволяющего получить объективную и сопоставимую информацию об уровне экологической ответственности компаний нефтегазового сектора и масштабе воздействий их деятельности на окружающую среду. По инициативе WWF России и компании Креон в 2014 реализуется пилотный проект по экологическому рейтингу нефтегазовых компаний. Такой рейтинг позволит конечному потребителю и банкам отдавать предпочтение, как продукции той или иной компании, так и оценивать различные корпоративные риски (в том числе – репутационные) на основе объективного сравнения и оценки экологической и ответственности компаний и их менеджмента.

Более того, рейтинг будет способствовать повышению качества управления экологическими рисками при добыче, транспортировке и переработке углеводородного сырья. Необходимо отметить, что снижение негативного воздействия на окружающую среду помимо прямого природоохранного эффекта имеет важный социальный результат: снижение негативного влияния на здоровье персонала и местных сообществ, недопущение разрушения территорий традиционного пользования. Кроме того, мы надеемся, что подготовка рейтинга станет существенным стимулом для повышения открытости компаний, развитию взаимодействия с заинтересованными сторонами (гражданским обществом, местными сообществами и коренными народами) и обеспечит открытость при обсуждении будущих проектов. В конечном итоге рейтинг будет поощрять компании совершенствовать свою политику и практику корпоративной социальной ответственности.

 

Цель рейтинга: способствовать эффективному использованию углеводородных ресурсов, защите окружающей среды и ведению социально ответственного бизнеса в России.

Задачи рейтинга

  1. Определить ключевые показатели экологической деятельности нефтегазовых компаний в России
  2. Сравнить основных игроков российского нефтегазового сектора по следующим направлениям:
    • уровень воздействия компаний на окружающую среду на единицу производимой продукции,
    • степень открытости и доступности экологически значимой информации,
    • качество экологического менеджмента компаний (соответствие деятельности компании внутренней и государственной экологической политике, наилучшим стандартам и практикам).
    • частота нарушений природоохранного законодательства компанией в зоне реализации проектов
    • эффективность использования полезных ископаемых
  3. Фиксировать межгодовую динамику компаний по вышеперечисленным направлениям.

 Базовые принципы рейтинга: 

  • Рейтинг проводится на основе критериев, сформулированных в первую очередь в Совместных экологических требованиях НПО к сектору http://www.wwf.ru/resources/publ/book/109
  • Методология обсуждается со всеми заинтересованными сторонами.
  • Оценка производится по всем сегментам – от добычи до переработки, числовые показатели даются отдельно для добычи и переработки
  • Рейтинг базируется на данных о деятельности компаний в РФ, имеющихся в публичном пространстве. Под публичным пространством понимается размещение документов в сети Интернет на официальных сайтах компаний (включая дочерние общества), а также интервью официальных представителей компаний для федеральных и региональных СМИ.Организаторы рейтинга будут ежегодно направлять запросы в нефтегазовые компании с предложением разместить в публичном пространстве соответствующую информацию. При отсутствии информации в публичном пространстве по тому или иному критерию компании будет присвоен низший бал, приведет к  снижению рейтинга компании в целом.
  • Расчет рейтинга осуществляется профессиональным рейтинговым агентством, которое отбирается на основе тендера/конкурса. Решение по выбору Агентства принимаются консенсусом между WWF и Креоном.
  • Список компаний для рейтинга определяется объемом добычи нефть/газ. Нижняя граница – объемы добычи нефти 1.5 млн. тонн на 2013 год.
  • Рейтинг проводится раз в год. Первый рейтинг выполнится с ретроспективой в 3 года (с 2011 по 2013 годы). Это позволяет оценивать динамику по экологическим показателям.
  • Итоги первого рейтинга объявлены 9 декабря 2014 года и теперь будет выполняться ежегодно.

 

Использованные аббревиатуры

GRI - Global Reporting Initiative
ВПН - Всемирное природное наследие
КМНС - коренные малочисленные народы Севера
ПЛАРН - план ликвидации аварийных разливов нефти
ПНГ - попутный нефтяной газ
ВИЭ - возобновляемые источники энергии
КИН - коэффициент извлечения нефти
ОВОС - оценка воздействия на окружающую среду