Заметили ошибку?

Выделите мышью и нажмите Ctrl+Enter

г.Бишкек от 16 июня 1999 года N 53

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Об охране окружающей среды

(В редакции Законов КР от
4 февраля 2002 года N 22, 11 июня 2003 года N 101,
11 августа 2004 года N 113, 6 августа 2005 года N 124)

Раздел I. Общие положения
Раздел II. Нормирование качества окружающей среды
Раздел III. Природопользование
Раздел IV. Экологические требования к хозяйственной и иной деятельности
Раздел V. Контроль в области охраны окружающей среды
Раздел VI. Финансирование мероприятий по охране окружающей среды

Раздел VII. Зоны экологического неблагополучия
Раздел VIII. Компетенция государственных органов, полномочия общественных объединений, права и обязанности граждан, природопользователей в области охраны окружающей среды
Раздел IX. Образование, воспитание, научные исследования, информация в области охраны окружающей среды
Раздел X. Ответственность за экологические правонарушения. Разрешение споров в области охраны окружающей среды
Раздел ХI. Международные отношения в области охраны окружающей среды
Раздел XII. Заключительные положения

Природа и ее компоненты являются национальным достоянием Кыргызской Республики, одними из основных факторов ее устойчивого социально-экономического развития.

Настоящий Закон определяет политику и регулирует правовые отношения в области природопользования и охраны окружающей среды в Кыргызской Республике.

Раздел I

Общие положения

Статья 1. Законодательство Кыргызской Республики об охране окружающей среды

Отношения в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов регулируются Конституцией Кыргызской Республики, настоящим Законом, другими законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

воспроизводство природных ресурсов - совокупность научных, организационных, экономических и технических мер, направленных на восполнение и увеличение природных ресурсов или усиление полезных свойств природных объектов;

восстановление природных ресурсов - организационно-технические, экономические и иные меры по восполнению природных ресурсов или усилению полезных свойств природных объектов, утраченных в результате антропогенного воздействия либо стихийных сил природы;

вред окружающей среде - негативные изменения в состоянии окружающей среды, вызванные деятельностью человека, в результате загрязнения среды, истощения природных ресурсов, повреждения, разрушения экологических систем природы, создающие реальную угрозу здоровью и жизни человека, растительному и животному миру, материальным ценностям;

выброс, сброс вредных веществ - выход во внешнюю среду (в атмосферный воздух, в водные объекты, землю) загрязняющих веществ от какого-либо источника загрязнения;

животный мир - охраняемый законом природный объект (ресурс), включающий насекомых, пресмыкающихся, зверей, птиц, рыб и других животных, находящихся в состоянии естественной свободы, и выполняющий экологические, экономические и культурно- оздоровительные функции;

зоны защитные (в области окружающей среды) - часть естественного (земельного, водного, недренного) пространства, наделенная по закону режимом особой охраны в целях предупреждения от вредного воздействия хозяйственной деятельности либо стихийных сил природы;

зоны зеленые - разновидность защитных зон, часть земельного пространства, занятая лесной, защитно-озеленительной растительностью, расположенная вокруг городов, промышленных центров, наделенная по закону режимом особой охраны с целью предупреждения от вредного воздействия хозяйственной деятельности на среду обитания человека;

зоны курортные - разновидность защитных зон, часть земельного, водного пространства, включающая территорию курорта, округа его санитарной охраны, наделенная по закону режимом особой охраны с целью обеспечения курорту соответствующих санитарно-гигиенических, оздоровительных, рекреационных условий;

зоны лечебно-оздоровительные - см. защитные, курортные, зеленые, рекреационные зоны;

зоны охранные (в области охраны окружающей среды) - разновидность защитных зон, часть пространства, образуемая в установленном законом порядке для охраны территории заповедников, национальных природных парков путем введения определенных ограничений в природопользовании с целью охраны заповедных объектов;

зоны санитарно-защитные - территории, предназначенные для обеспечения требуемых гигиенических норм содержания в приземном слое атмосферы загрязняющих веществ, уменьшения отрицательного влияния предприятий, транспортных коммуникаций, линий электропередач на окружающее население, факторов физического воздействия - шума, повышенного уровня вибрации, инфразвука, электромагнитных волн и статического электричества;

зоны рекреационные - часть пространства окружающей среды, используемая для отдыха и туризма, в том числе зеленые, курортные, лечебно-оздоровительные зоны;

зоны чрезвычайной экологической ситуации - официально объявленная государством часть территории (город, область, регион), на которой четко обозначились признаки процесса разрушения экологических систем природы, загрязнения окружающей среды, истощения водных, земельных, растительных и животных ресурсов, где установлено резкое увеличение заболеваемости и смертности, превышающее во много раз средние показатели;

зоны экологического бедствия - официально объявленные государством части территории (город, область, регион), на которых обозначились признаки полного разрушения экологических систем природы, загрязнения атмосферного воздуха, водоемов, почвы, полного истощения водных, растительных, животных ресурсов и установлен высокий уровень заболеваемости и смертности населения;

информация об окружающей среде - информация о состоянии воды, воздуха, почвы, недр, растительного и животного мира, деятельности, которая может повлиять на их состояние и мероприятия по их охране;

кадастры природных ресурсов - совокупность сведений о количественном и качественном состоянии природных ресурсов, их экологической, экономической (в том числе и лечебно-оздоровительной) оценке. Различают кадастры: земельный, водный, лесной, месторождений полезных ископаемых, животного мира (отдельно по рыбам и по наземным животным), природно-заповедных объектов, лечебно-оздоровительных ресурсов природы. Структуру и порядок ведения кадастров устанавливают компетентные органы государства;

Красная книга - совокупность сведений о редких, исчезающих или находящихся под угрозой исчезновения видах растений и животных, утверждаемых в установленном законом порядке, с целью введения режима их особой охраны и последующего воспроизводства (Международная Красная книга, Красная книга Кыргызской Республики);

лимит (в области охраны окружающей среды) - предельное количество изъятия, потребления, природного ресурса, выброса, сброса вредных веществ в окружающую среду. Устанавливается в целях охраны природы, рационального использования ее ресурсов, предупреждения вредных воздействий на нее;

мониторинг окружающей среды - проведение наблюдений за параметрами окружающей среды, оценка ее состояния и прогноз ожидаемых изменений;

нормирование качества окружающей среды - установление системы показателей качества окружающей среды;

нормативы предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду - показатели предельно допустимых норм воздействия хозяйственной, рекреационной и иной деятельности на состояние окружающей среды, обеспечивающие охрану окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов, экологическую безопасность общества и здоровья человека;

нормативы качества окружающей среды - показатели, характеризующие критерии качественного состояния окружающей среды: нормативы предельно допустимой концентрации (ПДК) вредных веществ, выбросов, сбросов вредных веществ, предельно допустимые уровни (ПДУ) радиационного воздействия, уровней шума, вибрации, магнитных полей, предельно допустимые нормы химических веществ (ПДХВ), применяемых в сельском, лесном хозяйстве, предельно допустимые остаточные количества химических веществ в продуктах питания, предельно допустимые нормы нагрузки антропогенной деятельности на окружающую среду;

оздоровление окружающей среды - совокупность санитарно-гигиенических, экономических, правовых мер, направленных на предупреждение и устранение вредных экологических последствий хозяйственной деятельности и улучшение качества окружающей человека среды;

озоновый слой - слой атмосферы на высоте 7-8 км на полюсах, 17-18 км - на экваторе над поверхностью планеты с повышенной концентрацией молекул озона, поглощающий губительное для живых организмов ультрафиолетовое излучение из космоса;

окружающая среда - среда обитания человека, биосфера, служащая условием, средством и местом жизни человека и других живых организмов; включает природу как систему естественных экологических систем и ту часть естественной среды, которая преобразована в результате деятельности человека;

особо охраняемые природные территории - участки земель, вод (акваторий), включающие природные комплексы или отдельные объекты природы, для которых устанавливается особый режим охраны и использования. К особо охраняемым природным территориям могут быть отнесены естественные или искусственно созданные природные комплексы и объекты природы, имеющие особое экологическое, природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, оздоровительное значение;

отходы - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий и продуктов, образующиеся в процессе хозяйственной деятельности;

охрана окружающей среды - система государственных и общественных мер, направленных на обеспечение гармоничного взаимодействия общества и природы на основе сохранения и воспроизводства природных богатств, рационального использования природных ресурсов, улучшения качества окружающей человека жизненной среды;

оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) - выявление, анализ, оценка и учет в проектных решениях предполагаемого воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности, вызываемых ею изменений в окружающей среде;

природные ресурсы - естественные источники потребления человеком природы (земельные, водные, лесные ресурсы, полезные ископаемые, запасы минерального сырья, радиоактивные материалы, животный и растительный мир, их компоненты и другие природные блага);

природопользование - совокупность всех форм эксплуатации природно-ресурсного потенциала и мер по его сохранению;

природоохранное законодательство - совокупность нормативных правовых актов, устанавливающих порядок охраны природы, рационального использования природных ресурсов, защиты окружающей среды в целях обеспечения научно обоснованного сочетания экономических интересов и достижения оптимального качества окружающей среды;

специальное природопользование - все виды пользования природными ресурсами, осуществляемые с их изъятием (добыванием, сбором, выборкой и пр.) из окружающей среды;

ущерб окружающей среде - исчисляемые в денежном выражении экономические и внеэкономические потери общества, возникающие в результате изменения окружающей среды, ее загрязнения;

фонд охраны природы - фонды, создаваемые за счет платежей за природопользование, штрафных санкций, добровольных взносов, других источников для решения природоохранных задач, восстановления потерь и оздоровления окружающей среды;

экологический аудит - обзор (проверка, оценка) экологического состояния предприятия, имущества или деятельности с целью определения прошлых или настоящих проблемных вопросов, потенциальных экологических рисков и ответственности;

экологическая безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, защищенности окружающей среды как условия и средства существования человека и общества от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на них;

экологическая экспертиза - определение уровня экологического риска и опасности намечаемых решений, реализация которых прямо или косвенно окажет влияние на состояние окружающей среды и природных ресурсов;

экологическая сертификация - деятельность по подтверждению соответствия объекта сертификации установленным экологическим требованиям;

экологический сертификат - официальный документ, разработанный в соответствии с требованиями системы экологической сертификации, подтверждающий степень экологической безопасности объектов сертификации, выдаваемый аккредитованными органами по охране окружающей среды в установленном порядке;

экологические системы - единые, устойчивые, взаимосвязанные, саморазвивающиеся, саморегулирующиеся совокупности естественных компонентов окружающей среды, осуществляющие процесс обмена веществ и энергии. Различают естественные (первозданные), модифицированные (измененные), трансформированные (преобразованные) экологические системы;

экологический контроль - проверка соблюдения предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами экологических требований по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности. Различают государственный, ведомственный и общественный экологический контроль;

экологическое правонарушение - виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранное законодательство и причиняющее вред окружающей среде и здоровью человека;

экологическое преступление - общественно опасное виновное деяние, посягающее на установленный экологический правопорядок, экологическую безопасность общества, причиняющее вред окружающей среде и здоровью человека.

(В редакции Законов КР от 4 февраля 2002 года N 22, 11 июня 2003 года N 101)

Статья 3. Основные принципы охраны окружающей среды

Каждый гражданин имеет право на благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу неблагоприятным воздействием на окружающую среду, в результате осуществления хозяйственной или иной деятельности.

Основными принципами охраны окружающей среды являются:

- принцип приоритетности: обеспечение реальных гарантий соблюдения прав человека на благоприятную для жизни, труда и отдыха окружающую среду, обеспечивающую жизнь и здоровье человека;

- принцип равновесия: сохранение устойчивости экологических систем, соблюдение правил охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, воспроизводство природных ресурсов, недопущение необратимых последствий для окружающей среды и здоровья человека;

- принцип комлексности: гармоничное научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов общества, комплексность решения вопросов ресурсосбережения и охраны окружающей среды;

- принцип сдерживания: нормирование, обязательность экологической экспертизы, обоснованность и ограничение влияния хозяйственной деятельности и других воздействий на окружающую среду;

- принцип ответственности: строгое соблюдение требований законодательства об охране окружающей среды, неотвратимость ответственности за его нарушения, возмещение ущерба, причиненного окружающей среде предприятиями, учреждениями, организациями, хозяйствами и гражданами;

- принцип открытости: гласность в решении природоохранных задач при хозяйственной и иной деятельности, имеющей экологические последствия, тесная связь с общественными организациями и населением, поощрение и стимулирование мер, направленных на охрану и рациональное использование природных ресурсов, сочетание национальных, региональных и международных интересов в области охраны окружающей среды.

(В редакции Закона КР от 4 февраля 2002 года N 22)

Статья 4. Объекты охраны

Охране от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения, уничтожения и иного отрицательного воздействия подлежат земля и ее недра, почвенный покров, воды, леса, растительный, животный мир и их генетический фонд, атмосферный воздух, иные природные объекты, комплексы и экологические системы, а также климат и озоновый слой Земли и в целом Земля как планета.

Статья 5. Особо охраняемые объекты

Особой охране подлежат естественные или искусственно созданные природные комплексы и объекты природы, имеющие особое экологическое, природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, оздоровительное значение, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений, животных и места их обитания. В этих целях в Кыргызской Республике создаются особо охраняемые природные территории: государственные заповедники, биосферные территории, государственные природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, курортные и рекреационные зоны, ботанические сады, дендрологические и зоологические парки.

Порядок создания и правовой статус особо охраняемых природных территорий устанавливаются Законом Кыргызской Республики "Об особо охраняемых природных территориях" и другими законами Кыргызской Республики.

В целях особой охраны редких или находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных в Кыргызской Республике учреждается Красная книга. Перечень редких или находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных, подлежащих занесению в Красную книгу, и порядок их охраны определяются Правительством Кыргызской Республики.

См.:

постановление Правительства КР от 28 апреля 2005 года N 170 "Об утверждении списков редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений для занесения в Красную книгу Кыргызской Республики"

Статья 6. Меры по обеспечению охраны окружающей среды

В Кыргызской Республике в целях охраны окружающей среды осуществляются следующие меры:

- государственный учет и социально-экономическая оценка природных ресурсов;

- нормирование качества окружающей среды (предельно допустимые концентрации вредных веществ в атмосферном воздухе, воде, почве, недрах и других природных объектах);

- комплексное регулирование хозяйственных и экологических отношений;

- установление экологических требований к хозяйственной или иной деятельности, связанной с воздействием на природу;

- установление нормативов платы за использование природных ресурсов, сбросы, выбросы загрязняющих веществ, физические и иные вредные воздействия, размещение отходов в окружающей среде;

- государственная поддержка при внедрении природопользователями безотходных и малоотходных технологий;

- внедрение экологического предпринимательства;

- проведение экологической экспертизы при проектировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую среду;

- особая охрана заповедников, заказников, национальных парков, редких видов животных, растений и иных объектов, создание для этих целей специальных экологических правоприменительных служб;

- создание фондов по охране природы;

- возмещение виновным ущерба, причиненного окружающей среде, и проведение мероприятий по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды;

- установление экологических правонарушений и мер ответственности за их совершение;

- привлечение к ответственности правонарушителей в области охраны окружающей среды;

- сохранение и воспроизводство лесных массивов;

- восстановление чистоты природных вод;

- по предупреждению загрязнения атмосферы;

- использование ветровой и солнечной энергии, а также других нетрадиционных ресурсосберегающих источников энергии;

- учет экологических аспектов при строительстве гидроэлектростанций (антропогенная нагрузка на хрупкие горные экосистемы, подъем уровня грунтовых вод, провоцирование оползней и землетрясений и т.п.).

Законодательством Кыргызской Республики, решениями местных государственных администраций и органов местного самоуправления могут быть установлены и другие меры по охране окружающей среды.

(В редакции Закона КР от 4 февраля 2002 года N 22)

Раздел II

Нормирование качества окружающей среды

Статья 7. Нормирование качества окружающей среды

С целью установления предельно допустимых норм воздействия на окружающую среду производится нормирование качества окружающей среды.

Нормирование качества окружающей среды представляет собой систему нормативов и стандартов качества окружающей среды, разрабатываемых на основе международных конвенций и соглашений с учетом новейших достижений науки.

Нормативы качества окружающей среды, предельно допустимых вредных воздействий, а также методы их определения утверждаются республиканскими государственными органами охраны окружающей среды и здравоохранения Кыргызской Республики по согласованию с другими специально уполномоченными государственными органами в соответствии с их компетенцией.

Статья 8. Виды нормативов качества окружающей среды

Система нормативов и стандартов качества окружающей среды включает в себя:

- нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в атмосферном воздухе, воде, почве и недрах;

- нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ;

- нормативы предельно допустимого уровня радиационного воздействия;

- нормативы предельно допустимых уровней нагрузки на окружающую среду;

- нормативы санитарных и защитных зон;

- стандарты на используемые природные ресурсы;

- нормативы предельно допустимых уровней шума, вибрации, электромагнитных полей и иных вредных физических воздействий;

- предельно допустимые нормы применения химикатов в сельском хозяйстве;

- нормативы предельно допустимых концентраций химических, токсичных, канцерогенных веществ и биологических добавок в продуктах питания.

Законодательством Кыргызской Республики могут устанавливаться и иные виды нормативов качества окружающей среды.

Статья 9. Порядок утверждения нормативов качества окружающей среды

Нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ, предельно допустимого уровня радиационной безопасности, предельно допустимых уровней нагрузки на окружающую среду, санитарных и защитных зон, предельно допустимых концентраций вредных веществ в атмосферном воздухе, воде, почве, недрах и других природных объектах, а также стандарты на экологически опасную продукцию утверждаются в порядке, установленном Правительством Кыргызской Республики.

Раздел III

Природопользование

Статья 10. Виды природопользования

Природопользование осуществляется в виде общего и специального природопользования.

Общее природопользование не требует какого-либо специального разрешения, осуществляется гражданами в силу естественных прав, возникающих и существующих как результат его рождения и существования (пользование атмосферным воздухом, водой для питьевых, лечебно-оздоровительных нужд и т.д.).

(В редакции Закона КР от 11 июня 2003 года N 101)

Статья 11. Специальное природопользование

Специальное природопользование по видам используемых объектов подразделяется на землепользование, пользование недрами, лесопользование, водопользование, пользование растительным и животным миром, использование атмосферного воздуха.

Порядок и условия использования природных ресурсов устанавливаются настоящим Законом, отраслевым природноресурсным законодательством и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

Статья 12. Лицензирование деятельности, связанной с природопользованием и услугами природоохранного назначения - (Утратила силу в соответствии с Законом КР от 11 июня 2003 года N 101)

Статья 13. Лимитирование природопользования

Специальное природопользование осуществляется в рамках установленных лимитов.

Лимиты на природопользование устанавливаются для природопользователей специально уполномоченными государственными органами по охране окружающей среды, исходя из нормативных объемов использования (изъятия) природных ресурсов, предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и нормативных объемов размещения отходов производства с учетом экологической обстановки в регионе.

Лимитирование подразделяется:

- на предельно допустимые нормы изъятия природных ресурсов из окружающей среды;

- на предельно допустимые нормы выбросов, сбросов вредных веществ в окружающую среду, размещения отходов.

Статья 14. Государственный учет и социально-экономическая оценка природных ресурсов

Республиканский государственный орган охраны окружающей среды Кыргызской Республики совместно с органами государственной статистики, другими специально уполномоченными органами, природопользователями ведут учет природных ресурсов и вторичного сырья, определяют их социально-экономическое значение.

На специально уполномоченные государственные органы возлагается организация ведения государственных земельного, водного, лесного кадастров, кадастров недр, животного мира, особо охраняемых природных территорий и объектов, а также отходов производства и потребления.

Статья 15. Плата за природопользование

Специальное природопользование осуществляется на платной основе.

Платежи за природопользование состоят из платы за использование природных ресурсов, платы за загрязнение окружающей среды и другие негативные воздействия на природу.

Плата за использование природных ресурсов устанавливается за использование природных ресурсов в пределах установленных лимитов, за сверхлимитное использование природных ресурсов и вносится в государственный бюджет в соответствии с установленным порядком и используется на мероприятия по охране и оздоровлению окружающей среды.

Плата взимается за загрязнение окружающей среды - выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения и негативного воздействия на природу.

Плата за выбросы, сбросы вредных веществ, размещение отходов перечисляется юридическими и физическими лицами в бесспорном порядке на специальные счета государственных внебюджетных фондов охраны природы.

Ставки и нормативы платежей за природопользование разрабатываются Правительством Кыргызской Республики и утверждаются Жогорку Кенешем Кыргызской Республики.

См.:

статью 1 Закона КР от 10 марта 2002 года N 32;

Нормативы и порядок взимания платежей за пользование природными ресурсами в Кыргызской Республике, утвержденные постановлением Правительства КР от 7 июля 1995 года N 269;

постановление Правительства КР от 10 ноября 2004 года N 823 "Об утверждении Инструктивно-методических указаний по определению платы за загрязнение окружающей среды в Кыргызской Республике"

Внесение платы за природопользование не освобождает природопользователя от выполнения мероприятий по охране окружающей среды, возмещения ущерба, причиненного им вследствие нарушения природоохранного законодательства, привлечения к ответственности за совершенное правонарушение.

(В редакции Законов КР от 4 февраля 2002 года N 22, 11 августа 2004 года N 113)

Раздел IV

Экологические требования к хозяйственной

и иной деятельности

Статья 16. Экологическая экспертиза

Экологическая экспертиза проводится с целью предупреждения возможного неблагоприятного воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

Экологическая экспертиза осуществляется на принципах обязательности ее проведения до принятия хозяйственного решения, обоснованности, независимости, объективности, законности ее выводов и гласности.

Запрещается финансирование и реализация проектов, связанных с природопользованием, без положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Отношения, связанные с экологической экспертизой, регулируются Законом Кыргызской Республики "Об экологической экспертизе".

Статья 17. Экологические требования к размещению проектированию, строительству, реконструкции, вводу в эксплуатацию предприятий, сооружений и других объектов

При проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, вводе в эксплуатацию объектов и видов деятельности, оказывающих прямое либо косвенное влияние на состояние окружающей среды, должны предусматриваться и выполняться мероприятия по охране природы, рациональному использованию, воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей среды в соответствии с экологическими нормами и осуществляться оценка воздействия планируемой деятельности на окружающую среду (ОВОС).

Определение мест размещения, а также проектирование, строительство, ввод в эксплуатацию хозяйственных объектов производятся в соответствии с действующим законодательством и на основе положительного заключения государственной экологической экспертизы. Не допускается изменение утвержденного проекта в ущерб требованиям экологической безопасности.

Запрещается ввод в эксплуатацию объектов, не обеспеченных сооружениями и установками по очистке, обезвреживанию и утилизации вредных отходов, выбросов и сбросов до уровня предельно допустимых нормативов, средствами контроля за загрязнением окружающей среды.

Статья 18. Экологические требования при осуществлении хозяйственной или иной деятельности

В процессе осуществления своей деятельности хозяйствующие и иные субъекты обязаны соблюдать утвержденные технологические режимы, иметь и обеспечивать надежную и эффективную работу очистных сооружений, установок и средств контроля, обеззараживание и утилизацию отходов, проводить внедрение экологически безопасных технологий и производств, осуществлять охрану и рациональное использование земель, недр, вод, атмосферного воздуха, лесов, растительного и животного мира, воспроизводство природных ресурсов.

Субъекты, осуществляющие товарное производство в области животноводства и переработки сельскохозяйственной продукции, должны иметь необходимые санитарно-защитные зоны и очистные сооружения.

При эксплуатации мелиоративных систем и выполнении мелиоративных работ должны соблюдаться меры по сохранению водного баланса, экономному использованию вод, охране земель, лесов от истощения, затопления, подтопления и предупреждению других негативных последствий для окружающей среды.

Эксплуатация гидроэлектростанций должна осуществляться в строгом соответствии с требованиями по охране рыбных запасов, недопущения отрицательных изменений в окружающей среде.

Статья 19. Экологические требования при планировании и застройке населенных пунктов

При планировании и застройке городов и других населенных пунктов должны соблюдаться требования по санитарной очистке, обеззараживанию, утилизации, переработке либо захоронению коммунально-бытовых отходов, защите населения от опасных геологических и гидрогеологических процессов, охране исторических памятников, памятников природы.

Вокруг городов и других населенных пунктов, экологически вредных объектов создаются лесопарковые, зеленые, защитные зоны, изъятые из интенсивного хозяйственного использования с ограниченным режимом природопользования.

Статья 20. Экологические требования при обращении с радиоактивными материалами и химическими веществами

При производстве, хранении, транспортировке, торговле, применении, обезвреживании и захоронении радиоактивных и токсичных материалов и химических веществ юридические и физические лица обязаны соблюдать экологические требования, установленные нормативы, правила, принимать меры к предупреждению и ликвидации вредных последствий и незамедлительно информировать органы обеспечения радиационной и химической безопасности при превышении этих нормативов.

Ввоз в целях хранения или захоронения радиоактивных отходов и материалов из других государств запрещается.

Запрещается применение токсичных химических препаратов, не подвергающихся распаду, негативно воздействующих на организм человека и окружающую среду.

Деятельность хозяйствующих или иных субъектов, связанных с использованием радиоактивных материалов и токсичных химических веществ, осуществляется при наличии лицензий (разрешений). Разрешения (лицензии) на обращение с радиоактивными материалами и токсичными химическими веществами выдаются специально уполномоченными государственными органами.

(В редакции Закона КР от 4 февраля 2002 года N 22)

Статья 21. Охрана окружающей среды от неконтролируемого и вредного биологического воздействия

Запрещается ввоз, в том числе и транзитный провоз, биологических объектов и продуктов их жизнедеятельности без наличия карантинного сертификата. Интродукция и акклиматизация неизвестных для республики биологических объектов допускаются исключительно в научно-исследовательских, медицинских и ветеринарных целях после прохождения экологической экспертизы. Новые сорта растений, породы животных, штаммов микроорганизмов местной и зарубежной селекции разрешаются к промышленному производству только после прохождения экспертизы, разработки мер экологической безопасности и государственного испытания. Запрещается применение и разведение биологических объектов, не свойственных природе соответствующего региона, а также полученных искусственным путем, без размножения и проникновения искусственно созданного генетического материала в естественные сообщества.

При производстве, размножении, хранении, транспортировке, торговле, захоронении, уничтожении организмов животного и растительного происхождения должны обязательно соблюдаться меры экологической безопасности, исключающие возможность негативных последствий для генофонда, а также здоровья человека.

(В редакции Закона КР от 4 февраля 2002 года N 22)

Статья 22. Охрана окружающей среды от влияния вредных физических воздействий

Запрещается превышение нормативов предельно допустимых уровней производственного и иного происхождения шума, вибрации, электромагнитных полей и других вредных физических воздействий на здоровье человека и окружающую среду.

Юридические и физические лица обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению превышения норм производственного и иного происхождения шума, вибрации, вредного воздействия электромагнитных полей и других вредных физических воздействий на окружающую среду.

Меры, гарантирующие соблюдение предельно допустимых нормативов, разрабатываются при планировке и застройке городов и других населенных пунктов, проектировании строительства и реконструкции предприятий, цехов, технологических линий, создании и освоении новой техники, реконструкции и проектировании, эксплуатации средств наземного, водного и воздушного транспорта, развлекательных учреждений.

(В редакции Закона КР от 4 февраля 2002 года N 22)

Статья 23. Охрана окружающей среды от производственных, бытовых и иных отходов

Сброс производственных и иных отходов разрешается в установленном порядке только в специально отведенные места. Запрещается сброс отходов и канализационных стоков в водоемы общего пользования, подземные водоносные горизонты.

Юридические и физические лица обязаны принимать эффективные меры по обезвреживанию, переработке, утилизации, складированию или захоронению производственных и бытовых отходов, соблюдать действующие экологические, санитарно-гигиенические и противоэпидемические нормы и правила.

Складирование и захоронение отходов производятся в местах, определяемых решением органов местного самоуправления по согласованию с государственными органами охраны окружающей среды и здравоохранения Кыргызской Республики.

Складирование и захоронение отходов производятся в порядке, предусмотренном законодательством.

Захоронение или иное размещение потенциально опасных, особо токсичных и радиоактивных отходов производится по лицензиям республиканского государственного органа охраны окружающей среды Кыргызской Республики по согласованию с республиканским государственным органом здравоохранения Кыргызской Республики на специально оборудованных полигонах.

Запрещается размещение токсичных отходов, в том числе отходов атомной промышленности, на территории и вблизи городов и других населенных пунктов, в лесах, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах и иных местах, где может быть создана опасность для здоровья населения и состояния окружающей среды.

(В редакции Закона КР от 4 февраля 2002 года N 22)

Статья 24. Экологические требования к военным и оборонным объектам, военной деятельности

Экологические требования, предъявляемые настоящим Законом в полной мере относятся к военным и оборонным объектам, военной деятельности, осуществляемой на территории Кыргызской Республики.

В соответствии с законодательством Кыргызской Республики органы военного управления обязаны возместить ущерб, причиненный окружающей среде и здоровью человека.

Статья 25. Охрана климата и озонового слоя атмосферы

Охрана окружающей среды от экологически опасных изменений климата, озонового слоя атмосферы обеспечивается:

- организацией наблюдения, учета и контроля изменения состояния климата, озонового слоя под влиянием хозяйственной и иной деятельности и иных процессов;

- организацией сбора и учета данных по потреблению озоноразрушающих веществ;

- установлением и соблюдением нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ, воздействующих на состояние климата и озонового слоя;

- регулированием в производстве и быту химических веществ, разрушающих озоновый слой;

- применением мер ответственности за нарушение указанных требований, в том числе приостановлением или запрещением вредной деятельности по решению государственных органов охраны окружающей среды Кыргызской Республики.

В соответствии с международными соглашениями Кыргызской Республики министерства и ведомства, предприятия, учреждения, организации обязаны сократить и в последующем полностью прекратить потребление и использование химических веществ, вредно воздействующих на озоновый слой.

Список химических веществ и отходов производства, вредно воздействующих на состояние озонового слоя атмосферы, утверждается республиканским государственным органом охраны окружающей среды Кыргызской Республики и сообщается всем органам государственной власти и управления, предприятиям, учреждениям, организациям.

Статья 26. Экологическая стандартизация и сертификация

К объектам экологической стандартизации и сертификации относится производимая в Кыргызской Республике или ввозимая на ее территорию продукция (процессы, услуги), которая может повлечь угрозу экологической безопасности, жизни и здоровью населения, воспроизводству и рациональному использованию природных ресурсов.

Перечень объектов экологической стандартизации и сертификации утверждается Правительством Кыргызской Республики.

Государственные стандарты Кыргызской Республики и технические условия в области охраны окружающей среды разрабатываются, утверждаются и регистрируются в порядке, установленном законодательством.

Разработка, изготовление, поставка (реализация), хранение, транспортирование, использование (эксплуатация) и ремонт продукции (изделий), выполнение процессов (услуг) с нарушением требований зарегистрированных технических регламентов, стандартов и технических условий в области охраны окружающей среды запрещаются.

С целью определения соответствия стандартам и техническим условиям в области охраны окружающей среды осуществляется экологическая сертификация в порядке, установленном законодательством.

Статья 27. Решение экологических вопросов при приватизации предприятий

При приватизации государственных предприятий осуществляется четкое разграничение ответственности между новыми собственниками и государством за нанесенный ими ущерб окружающей среде, имуществу юридических и физических лиц и здоровью граждан неблагоприятным воздействием на окружающую среду в результате осуществления этими предприятиями хозяйственной деятельности.

При приватизации и иной передаче прав собственности на предприятиях в целях оценки экологического состояния и нанесенного ими ущерба окружающей среде проводится экологический аудит.

Статья 28. Экологический аудит

Экологический аудит проводится в установленном республиканским государственным органом охраны окружающей среды Кыргызской Республики порядке независимыми экспертами для самопроверки предприятия с целью предупреждения и ликвидации нарушений природоохранного законодательства и определения потенциального риска от загрязнения прошлой деятельностью предприятия.

Экологический аудит осуществляется заинтересованными в его проведении юридическими лицами за счет собственных средств или привлекаемых средств в установленном законодательством порядке.

Раздел V

Контроль в области охраны окружающей среды

Статья 29. Мониторинг окружающей среды

В целях обеспечения наблюдений, учета, оценки, прогноза, контроля и управления за состоянием и изменением окружающей среды и ее ресурсов на территории Кыргызской Республики создается система государственного мониторинга окружающей среды.

Структура, содержание и порядок осуществления государственного мониторинга окружающей среды устанавливаются Правительством Кыргызской Республики.

Наблюдение за состоянием окружающей среды, в том числе за трансграничным переносом загрязнений, использованием природных ресурсов, осуществляется специально уполномоченными органами на всей территории республики через систему наблюдений в городах, промышленных центрах, на природных объектах и отдельных территориях, а также предприятиями, организациями и учреждениями, деятельность которых приводит или может привести к ухудшению состояния окружающей среды.

Специально уполномоченные органы, а также предприятия, организации и учреждения обязаны бесплатно передавать соответствующим государственным органам, осуществляющим мониторинг окружающей среды и здоровья населения, материалы своих наблюдений.

Статья 30. Задачи контроля в области охраны окружающей среды

Контроль в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов имеет своими задачами: наблюдение за состоянием и изменением окружающей среды под влиянием хозяйственной и иной деятельности, проверку выполнения мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей среды, соблюдение требований природоохранного законодательства и нормативов качества окружающей среды.

Система контроля за охраной окружающей среды включает государственный, ведомственный и общественный контроль.

Статья 31. Субъекты, осуществляющие контроль за состоянием окружающей среды

Хозяйствующие и иные субъекты, воздействующие на окружающую среду, на соответствующих территориях и объектах осуществляют контроль за состоянием окружающей среды.

Министерства и административные ведомства Кыргызской Республики осуществляют ведомственный контроль за состоянием окружающей среды на подведомственных им объектах с целью проверки выполнения мероприятий по охране природы, рациональному использованию, воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей среды и выполнению требований природоохранного законодательства.

Государственный, надведомственный контроль за состоянием охраны окружающей среды и использованием природных ресурсов осуществляют республиканский и территориальные государственные органы охраны окружающей среды Кыргызской Республики. Порядок осуществления государственного контроля за состоянием охраны окружающей среды и использованием природных ресурсов определяется Правительством Кыргызской Республики.

Решения республиканского государственного органа охраны окружающей среды Кыргызской Республики, касающиеся охраны природы, являются обязательными к исполнению для всех министерств, административных ведомств, граждан, хозяйствующих и иных субъектов.

Порядок проведения общественного контроля в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов регулируется законодательством об общественных объединениях, уставами и положениями о них, не противоречащими настоящему Закону.

Статья 32. Взаимодействие государственных органов охраны окружающей среды с правоохранительными, таможенными, налоговыми и другими государственными органами Кыргызской Республики

Государственные органы охраны окружающей среды Кыргызской Республики при осуществлении своих полномочий взаимодействуют с правоохранительными, таможенными, налоговыми и другими органами, пограничными войсками Кыргызской Республики в порядке и на началах, определенных законодательством Кыргызской Республики и принятыми на его основании совместными актами межведомственного взаимодействия.

Раздел VI

Финансирование мероприятий по охране окружающей среды

Статья 33. Мероприятия по охране окружающей среды

В целях предотвращения загрязнения окружающей среды и рационального природопользования в Кыргызской Республике проводятся мероприятия по охране окружающей среды.

Мероприятия по охране окружающей среды предусматриваются в межгосударственных, республиканских, отраслевых, территориальных программах и схемах развития и размещения производительных сил, использования природных ресурсов, в текущих и перспективных планах производственно-финансовой деятельности предприятий, а также целевыми экологическими программами.

Статья 34. Финансирование природоохранных мероприятий

Финансирование мероприятий по охране окружающей среды производится за счет:

- республиканского и местных бюджетов;

- республиканского и местных фондов охраны природы;

- кредитов банков;

- средств предприятий, учреждений, организаций;

- добровольных взносов юридических и физических лиц;

- других не запрещенных законодательством источников.

Статья 35. Фонды охраны природы

Для финансирования мероприятий по охране природы, воспроизводству природных ресурсов, восстановлению потерь в природной среде, ликвидации экологических последствий аварий, катастроф и возмещения причиненного ущерба создаются республиканский и местные фонды охраны природы.

Фонды охраны природы образуются за счет следующих источников:

- средств, поступающих в виде платы за природопользование в соответствии со статьей 15 настоящего Закона;

- средств, поступающих в виде возмещения ущерба за загрязнение окружающей среды;

- средств от реализации конфискованных орудий совершения правонарушений, незаконно добытых (заготовленных, переработанных) природных ресурсов или продукции из них;

- добровольных пожертвований юридических и физических лиц;

- других источников, не запрещенных законодательством.

Порядок образования и использования средств республиканского и местных фондов охраны природы определяется нормативными правовыми актами Президента Кыргызской Республики, Законодательного собрания Жогорку Кенеша Кыргызской Республики и Правительства Кыргызской Республики по представлению республиканского государственного органа охраны окружающей среды Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 4 февраля 2002 года N 22)

Статья 36. Экологическое страхование

Для обеспечения страховой защиты жизни, здоровья и имущественных интересов населения в Кыргызской Республике осуществляется добровольное и обязательное экологическое страхование юридических и физических лиц, объектов их собственности и доходов на случай экологических бедствий, аварий и катастроф, а также страхование ответственности за загрязнение окружающей среды.

Юридические лица и граждане, занимающиеся экологически опасными видами хозяйственной и иной деятельности, подлежат обязательному экологическому страхованию.

Отношения, связанные с экологическим страхованием, регулируются законодательством Кыргызской Республики.

Раздел VII

Зоны экологического неблагополучия

Статья 37. Зоны экологического неблагополучия

Экологическая обстановка на отдельных участках территории Кыргызской Республики может классифицироваться в зависимости от степени экологического неблагополучия по следующим категориям:

- относительно удовлетворительная;

- напряженная;

- критическая;

- кризисная или зона чрезвычайной экологической ситуации;

- катастрофическая или зона экологического бедствия.

Критерии классификации экологического неблагополучия принимаются Правительством Кыргызской Республики.

Статья 38. Зоны чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия

Участки территории Кыргызской Республики, где в результате хозяйственной и иной деятельности, разрушительного влияния стихийных сил природы либо аварий, катастроф происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных, могут быть объявлены зонами чрезвычайной (кризисной) экологической ситуации.

Участки территории Кыргызской Республики, где произошли глубокие необратимые изменения окружающей среды, повлекшие существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны, могут быть объявлены зонами экологического бедствия (катастрофическими).

Решения об объявлении зон чрезвычайной экологической ситуации или экологического бедствия принимаются Президентом Кыргызской Республики.

В зонах чрезвычайной экологической ситуации на отдельных территориях Кыргызской Республики могут быть запрещены или ограничены отдельные виды деятельности и природопользования.

В зонах экологического бедствия прекращается деятельность, отрицательно влияющая на окружающую среду, приостанавливается работа хозяйственных объектов, кроме связанных с обслуживанием населения, ограничивается природопользование.

В зонах чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия проводятся оперативные меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей среды, социальной защите населения в порядке, предусмотренном законодательством Кыргызской Республики.

Финансирование мероприятий по реабилитации зон чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия производится за счет средств непосредственных виновников, а также за счет целевых средств местного, республиканского бюджетов, фондов охраны природы и других источников.

Статья 39. Предупреждение чрезвычайных экологических ситуаций

При проектировании, эксплуатации, консервации и ликвидации хозяйственных и иных объектов разрабатываются и осуществляются меры по предотвращению аварийных ситуаций и устранению их последствий.

В случае аварии, катастрофы юридические и физические лица обязаны немедленно приступить к их ликвидации и незамедлительно уведомить (оповестить) соответствующие государственные органы, специализированные службы и население.

Раздел VIII

Компетенция государственных органов, полномочия

общественных объединений, права и обязанности граждан,

природопользователей в области охраны окружающей среды

Статья 40. Компетенция Правительства Кыргызской Республики в области охраны окружающей среды

Ведению Правительства Кыргызской Республики в области охраны окружающей среды подлежат:

- осуществление управления, координации и контроля за деятельностью министерств, административных ведомств, объединений, предприятий, учреждений, организаций;

- контроль за ведением мониторинга и регулированием использования природных ресурсов на территории республики;

- утверждение методики определения платы за загрязнение окружающей среды;

См.:

постановление Правительства КР от 10 ноября 2004 года N 823 "Об утверждении Инструктивно-методических указаний по определению платы за загрязнение окружающей среды в Кыргызской Республике"

- организация разработки концепций, утверждение, финансирование, реализация и контроль за осуществлением республиканских, межрегиональных, межгосударственных программ и планов по охране окружающей среды;

- организация ведения кадастров природных ресурсов;

- утверждение норм экологической безопасности, лимитов и нормативов природопользования;

- утверждение порядка и размеров возмещения ущерба, причиненного в результате нарушения природоохранного законодательства;

- утверждение положений о государственном контроле Кыргызской Республики в области охраны окружающей среды и государственной экологической экспертизе Кыргызской Республики;

- утверждение положений о специально уполномоченных государственных органах по охране окружающей среды;

- принятие решений о приостановлении или прекращении осуществления ранее принятых схем, программ развития и размещения производительных сил, мелиорации, химизации и других решений, если их осуществление влечет ухудшение состояния окружающей среды;

- определение мест размещения полигонов по обеззараживанию и захоронению неутилизируемых токсичных, а также радиоактивных отходов;

- принятие решений об организации особо охраняемых природных территорий, объектов и включении их в природно-заповедный фонд Кыргызской Республики;

- утверждение порядка экологического страхования и использования фондов экологического страхования;

- обеспечение экологического образования и воспитания граждан;

- осуществление международного сотрудничества.

(В редакции Законов КР от 4 февраля 2002 года N 22, 11 августа 2004 года N 113)

Статья 41. Компетенция республиканского государственного органа охраны окружающей среды Кыргызской Республики

Республиканский государственный орган охраны окружающей среды Кыргызской Республики осуществляет контроль за деятельностью министерств, административных ведомств, предприятий, учреждений и организаций в области охраны окружающей среды.

К компетенции республиканского государственного органа охраны окружающей среды Кыргызской Республики относятся:

- проведение единой государственной политики и комплексное управление в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, координация деятельности министерств, административных ведомств, предприятий, учреждений и организаций в этой области;

- государственный контроль за использованием и охраной земель, недр, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, лесов и иной растительности, животного мира, а также за соблюдением норм экологической безопасности;

- организация мониторинга окружающей среды;

- организация разработки, разработка и утверждение правил, положений, инструкций, нормативов и стандартов по регулированию использования природных ресурсов и охране окружающей среды от загрязнения и иных вредных воздействий;

- организация органа государственного управления, уполномоченного проводить работы в области экологической сертификации, проведение экологической сертификации объектов окружающей среды, природных ресурсов, продукции, материалов и сырья, отходов производства и потребления, технологических процессов и услуг, направленных на обеспечение экологической безопасности и предупреждение вреда окружающей среде, выдача экологических сертификатов, аккредитация органов по экологической сертификации, системы управления охраной окружающей среды, экоаналитических лабораторий;

- осуществление государственной экологической экспертизы;

- получение бесплатно от министерств, административных ведомств, предприятий, учреждений и организаций информации экологического характера;

- прекращение права пользования природными ресурсами, принятие решений об ограничении, приостановлении, прекращении экологически вредной деятельности;

- выдача лицензий на утилизацию, размещение, уничтожение и захоронение отходов токсичных материалов и веществ, в том числе радиоактивных, сертификатов на использование, ввоз, вывоз и реализацию природных ресурсов в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;

- ограничение, приостановление или прекращение деятельности предприятий и иных объектов, если их эксплуатация осуществляется с нарушением природоохранного законодательства или с превышением лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ;

- разработка региональных, государственных, межгосударственных экологических программ;

- организация учета и оценки природных ресурсов, ведения государственного кадастра природных ресурсов;

- разработка и реализация экономического механизма охраны окружающей среды и управления природопользованием, взимание и корректировка размеров платы за пользование природными ресурсами;

- управление природно-заповедным фондом Кыргызской Республики, ведение Красной книги Кыргызской Республики, организация природно-заповедного дела;

- координация работ других специально уполномоченных государственных органов по охране окружающей среды и использованию природных ресурсов;

- участие в организации системы всеобщего непрерывного экологического воспитания и образования граждан;

- осуществление международного сотрудничества в области охраны окружающей среды, экологической безопасности продукции и технологических процессов, изучение, обобщение и распространение международного опыта, обеспечение выполнения обязательств Кыргызской Республики в соответствии с международными соглашениями в области охраны окружающей среды.

Решения республиканского и территориальных государственных органов охраны окружающей среды Кыргызской Республики по вопросам, отнесенным к их компетенции, обязательны для всех юридических и физических лиц и могут быть обжалованы в судебном порядке.

(В редакции Законов КР от 4 февраля 2002 года N 22, 11 июня 2003 года N 101)

См.:

Указ Президента РК от 21 июля 1992 года N УП-239 "О местных и республиканском фондах охраны природы в Кыргызской Республике"

Статья 42. Компетенция местных государственных администраций и органов местного самоуправления

Местные государственные администрации и органы местного самоуправления в области охраны окружающей среды на подведомственных территориях участвуют в разработке экологических программ и реализации мер по охране окружающей среды и действуют в соответствии с законодательством, регулирующим деятельность местных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

(В редакции Закона КР от 6 августа 2005 года N 124)

Статья 43. Компетенция специально уполномоченных государственных органов по охране окружающей среды

Компетенция специально уполномоченных государственных органов по охране окружающей среды определяется положениями, утверждаемыми Правительством Кыргызской Республики.

См.:

постановление Правительства КР от 18 марта 2005 года N 140 "Об утверждении Положения о Департаменте экологии и природопользования при Министерстве экологии и чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики"

Статья 44. Права и обязанности должностных лиц государственных органов Кыргызской Республики по охране окружающей среды

Должностные лица республиканского и территориальных государственных органов охраны окружающей среды и других специально уполномоченных государственных органов по охране окружающей среды Кыргызской Республики обязаны обеспечивать выполнение возложенных на них в установленном порядке функций и в соответствии с их полномочиями имеют право:

- беспрепятственно посещать в установленном порядке по предъявлению служебного удостоверения предприятия, учреждения, организации, рынки (базары), воинские части, специальные объекты и службы воинских подразделений, органов внутренних дел и национальной безопасности, знакомиться с документами, результатами анализов, иными материалами, необходимыми для выполнения их служебных обязанностей;

- проверять соблюдение требований природоохранного законодательства, нормативов качества окружающей среды, выполнение мероприятий по охране природы, работу очистных сооружений и других природоохранных устройств, средств их контроля;

- устанавливать нормативы выбросов и сбросов вредных веществ источниками загрязнения окружающей среды;

- назначать государственную экологическую экспертизу, обеспечивать контроль за выполнением ее заключения;

- требовать устранения выявленных недостатков, давать указания или заключения по разрешению, проектированию, строительству, реконструкции, вводу в эксплуатацию и эксплуатации объектов;

- осуществлять задержание правонарушителей, проводя личный досмотр и осмотр вещей, изымать предметы или орудия совершения правонарушений (в том числе незаконно добытые объекты природы), осуществлять проверку транспортных средств;

- рассматривать дела об административных правонарушениях в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, налагать на виновных штрафы и иные административные взыскания, при необходимости передавать дела в правоохранительные органы для привлечения виновных лиц к уголовной ответственности, предъявлять иски в суд о возмещении ущерба, причиненного окружающей среде;

- хранить, носить и применять служебное огнестрельное оружие и специальные средства при исполнении служебных обязанностей в порядке, установленном законодательством, а также на форменную одежду со знаками различия в соответствии с положениями, утверждаемыми Правительством Кыргызской Республики;

- налагать запреты на строительство, реконструкцию, изменение технологии, на проведение работ по использованию природных ресурсов и другие виды деятельности, осуществляемые с нарушением природоохранного законодательства, стандартов, норм и правил по охране и использованию природных ресурсов;

- запрещать, приостанавливать работу и пользование природными ресурсами, ограничивать сбросы и выбросы, физические и иные воздействия на окружающую среду объединений, предприятий, учреждений и организаций, отдельных цехов, участков, установок и иных объектов независимо от форм собственности, которые осуществляются с грубейшими или систематическими нарушениями стандартов, норм и правил охраны и использования природных ресурсов, эксплуатации установок и сооружений природоохранного назначения;

- запрещать производство, ввоз, использование продукции, веществ и материалов, применение которых приводит к загрязнению или деградации окружающей среды, наносит ущерб здоровью людей;

- приостанавливать или запрещать эксплуатацию транспортных средств и иных передвижных установок и объектов с выбросами, превышающими установленные нормативы;

- запрещать ввоз, вывоз, выпуск, расселение и акклиматизацию животных и растений, могущих повлечь за собой причинение ущерба обитающим (произрастающим) на территории республики объектам животного и растительного мира;

- принимать иные меры, направленные на исполнение настоящего Закона и иных нормативных актов по охране окружающей среды.

(В редакции Законов КР от 4 февраля 2002 года N 22, 11 июня 2003 года N 101)

Статья 45. Права общественных объединений

Общественные объединения и формирования, выполняющие экологические функции, имеют право:

- разрабатывать и пропагандировать свои экологические программы, защищать экологические права и интересы населения, развивать экологическую культуру, привлекать на добровольных началах граждан к активной природоохранной деятельности;

- за счет своих и привлеченных средств и добровольного трудового участия выполнять работу по охране и воспроизводству природных ресурсов, улучшению окружающей среды;

- оказывать содействие государственным органам охраны окружающей среды в борьбе с нарушениями природоохранного законодательства;

- создавать общественные фонды по охране природы и расходовать их средства на проведение экологических мероприятий;

- получать своевременную и полную информацию о загрязнении окружающей среды, состоянии охраны природы;

- организовывать собрания, митинги, демонстрации, сбор подписей, входить с предложениями о проведении референдумов, обсуждений законопроектов населением по вопросам охраны окружающей среды в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;

- требовать назначения государственной экологической экспертизы, выступать с изложением экологической платформы в печати, по радио и телевидению;

- проводить общественную экологическую экспертизу;

- участвовать в проверках соблюдения требований природоохранного законодательства;

- требовать привлечения к ответственности должностных лиц, виновных в нанесении вреда окружающей среде, требовать освобождения их от занимаемых должностей, предъявлять в суд иски о возмещении вреда здоровью и имуществу граждан, причиненного нарушением природоохранного законодательства.

Деятельность общественных объединений и формирований в области охраны окружающей среды осуществляется в соответствии с их уставами и действующим законодательством.

(В редакции Закона КР от 4 февраля 2002 года N 22)

Статья 46. Права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды

Граждане имеют право:

- участвовать в разработке и осуществлении мер по охране окружающей среды, рациональному и комплексному использованию природных ресурсов, включая законотворческий процесс;

- пользоваться в установленном порядке природными ресурсами;

- создавать общественные природоохранные объединения;

- получать полную и достоверную информацию о состоянии окружающей среды и здоровья населения, о запланированных к строительству производственных объектах;

- участвовать в проведении общественной экологической экспертизы;

- на экологическое образование;

- предъявлять претензии и иски к предприятиям, организациям, учреждениям, должностным лицам и гражданам о возмещении ущерба, нанесенного природе, здоровью и имуществу в результате неблагоприятного воздействия на окружающую среду.

Граждане обязаны:

- бережно относиться к окружающей среде и природным ресурсам;

- соблюдать требования природоохранного законодательства и выполнять предписания государственных органов охраны окружающей среды;

- при изготовлении товаров, иной продукции обеспечивать их экологическую безопасность и безвредность для здоровья населения;

- возмещать ущерб, причиненный окружающей среде.

Граждане (их объединения) не имеют права распространять ложную (непроверенную) экологическую информацию, которая может привести к негативным политическим, экономическим и социальным последствиям.

Статья 47. Права и обязанности природопользователей

Природопользователь имеет право:

- пользоваться природными ресурсами в тех целях, для которых они ему предоставлены;

- использовать в установленном порядке природные ресурсы для иных нужд, обеспечивающих достижение основной цели;

- использовать другие природные свойства ресурсов без ущерба для окружающей среды;

- передавать природные ресурсы во вторичное пользование в случаях, предусмотренных законодательством;

- вводить различные ограничения для иных организаций и граждан в случаях, предусмотренных законодательством;

- требовать возмещения убытков, причиняемых как правомерными, так и противоправными действиями;

- требовать восстановления нарушенных прав.

Природопользователь обязан:

- рационально использовать природные ресурсы в тех целях, для которых они ему предоставлены;

- осуществлять контроль за соблюдением законодательства вторичными природопользователями;

- не нарушать права и законные интересы других природопользователей;

- соблюдать установленные требования и ограничения по использованию, охране сбережению, восстановлению окружающей среды;

- содержать принадлежащие ему на праве собственности, хозяйственного ведения или на праве оперативного управления строения, сооружения и территории, связанные с использованием природных ресурсов, в состоянии, не наносящем вреда окружающей среде.

Законодательством Кыргызской Республики могут быть установлены и иные права и обязанности природопользователей.

Раздел IX

Образование, воспитание, научные исследования,

информация в области охраны окружающей среды

Статья 48. Экологическое образование и воспитание

В целях приобретения необходимых знаний, повышения экологической культуры общества и профессиональной подготовки специалистов обеспечивается непрерывное образование и воспитание в области охраны окружающей среды начиная с семьи и дошкольных учреждений.

Государственные органы охраны окружающей среды, образования, другие государственные органы и общественные организации, средства массовой информации распространяют экологические знания, ведут пропаганду бережного отношения к окружающей среде и природным ресурсам.

Статья 49. Научные исследования в области охраны окружающей среды

Фундаментальные и прикладные научно-исследовательские работы по направлениям, обеспечивающим научно обоснованные охрану окружающей среды и природопользование, являются приоритетными.

В целях научного обеспечения охраны окружающей среды проводятся исследования, направленные:

- на разработку научных основ природоохранной политики государства, создание прогрессивных малоотходных и безотходных технологических процессов и технических средств, обеспечивающих экологическую безопасность промышленных, транспортных, сельскохозяйственных и иных предприятий, сооружений и объектов при их эксплуатации;

- на обеспечение экономически рационального, ресурсосберегающего природопользования;

- на создание средств и систем мониторинга состояния окружающей среды, управления производством, безаварийной и безопасной эксплуатации оборудования;

- на определение допустимой нагрузки на окружающую среду и изучение процессов, происходящих в окружающей среде под воздействием хозяйственной деятельности человека;

- на разработку способов предотвращения, снижения и ликвидации последствий вредных воздействий на окружающую среду;

- на восстановление необходимых качеств окружающей среды;

- на разработку природоохранных нормативов и природоохранной нормативно-технической документации;

- на изучение влияния окружающей среды на показатели здоровья населения и разработку эффективных мер профилактики негативного воздействия вредных экологических факторов на организм человека;

- на изучение биологического разнообразия и мер по его сохранению.

(В редакции Закона КР от 4 февраля 2002 года N 22)

Статья 50. Информация об окружающей среде

Каждый гражданин или организация имеют право на доступ к имеющейся у государственных органов информации об окружающей среде согласно положениям настоящего Закона. Для этих целей в периодической печати ежеквартально публикуются экологические бюллетени.

Министерства, административные ведомства и другие органы, которые располагают информацией об окружающей среде, обязаны предоставлять информацию по желанию граждан и организаций.

Информация об окружающей среде предоставляется государственными органами по письменному запросу заявителя за плату, не превышающую стоимость технических (ксерокопирование, дискеты, др.) и трудовых затрат по ее подготовке.

Срок рассмотрения заявления 6 недель.

Государственные органы могут отказать в предоставлении информации об окружающей среде, если это повредит:

- международным отношениям;

- военным интересам государства;

- сохранению коммерческих тайн предприятий;

- расследованию уголовного дела.

Отклонение заявки должно содержать причину отказа и его обоснование.

Раздел X

Ответственность за экологические правонарушения.

Разрешение споров в области охраны окружающей среды

Статья 51. Ответственность за экологические правонарушения

За совершение экологических правонарушений физические и юридические лица несут дисциплинарную, административную, уголовную, гражданско-правовую ответственность в соответствии с настоящим Законом и иными законодательными актами Кыргызской Республики.

Привлечение к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности не освобождает виновных лиц от обязанности возмещения причиненного ими вреда окружающей среде.

Статья 52. Дисциплинарная ответственность за экологические проступки

Должностные лица и иные виновные работники предприятий, учреждений, организаций в соответствии с положениями, уставами, правилами внутреннего распорядка и другими нормативными актами несут дисциплинарную ответственность за невыполнение мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, за нарушение нормативов качества окружающей среды и требований природоохранного законодательства, вытекающих из трудовой функции или должностных обязанностей.

Должностные лица и иные работники, по вине которых предприятие, учреждение, организация понесли расходы по возмещению ущерба, причиненного экологическим правонарушением, несут полную материальную ответственность перед предприятиями, учреждениями, организациями.

Статья 53. Административная и уголовная ответственность за экологические правонарушения

Должностные лица и граждане, совершившие экологические правонарушения, несут административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Привлечение к административной ответственности не освобождает виновных от обязанности возмещения причиненного ущерба.

Статья 54. Возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением

Юридические и физические лица, в том числе иностранные, причинившие ущерб окружающей среде, здоровью и имуществу граждан, юридических лиц и государству загрязнением окружающей среды, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экологических систем и другими экологическими правонарушениями, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с Гражданским кодексом Кыргызской Республики и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

Возмещение вреда, причиненного окружающей среде в результате экологического правонарушения, производится добровольно либо по решению суда в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

См.:

постановление Правительства КР от 7 сентября 2004 года N 668 "О материальной ответственности за ущерб, причиненный порчей земель"

Суммы ущерба, взыскиваемые по решению суда, перечисляются в республиканский или местные фонды охраны природы.

Вред, причиненный здоровью граждан в результате неблагоприятного воздействия окружающей среды, вызванного деятельностью юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме с учетом степени потери трудоспособности потерпевшего, затрат на его лечение, восстановление здоровья, ухода за больным, иных расходов, а также назначенных пенсий или пособий в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Возмещение вреда, причиненного здоровью граждан, производится на основании решения суда по иску потерпевшего, его близких родственников, законных представителей, профсоюзных органов или прокурора.

Сумма денежных средств за причиненный вред здоровью граждан взыскивается с причинителя вреда или предприятия, учреждения, организации, которых он представляет, а при невозможности их установления - за счет средств соответствующих фондов охраны природы.

Вред, причиненный имуществу граждан, юридических лиц и государства в результате неблагоприятного воздействия окружающей среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, подлежит возмещению в полном объеме причинителем вреда.

При определении объема ущерба, причиненного имуществу граждан в результате неблагоприятного воздействия окружающей среды, вызванного деятельностью юридических и физических лиц, учитываются реальный ущерб, связанный с разрушением и снижением стоимости строений, жилых и производственных помещений, оборудования, имущества, земельного участка, продукции с этого участка, и упущенная выгода.

При наличии нескольких причинителей вреда лица, совместно причинившие вред, несут солидарную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

В процессе приватизации объектов остаточное загрязнение или ущерб, причиненный окружающей среде в прошлом, до 1992 года, рассматриваются как объект ответственности государства. В остальных случаях указанную ответственность несут в установленном порядке юридические или физические лица - владельцы объекта-загрязнителя.

Статья 55. Ответственность юридических лиц за загрязнение окружающей среды

За загрязнение окружающей среды юридические лица несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Статья 56. Порядок разрешения споров в области охраны окружающей среды

Споры в области охраны окружающей среды между предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами разрешаются местными государственными администрациями и органами местного самоуправления, государственными органами охраны окружающей среды в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики. Споры, не входящие в их компетенцию, разрешаются Правительством Кыргызской Республики либо судом.

Межгосударственные споры в области охраны окружающей среды разрешаются в соответствии с нормами международного права.

Раздел ХI

Международные отношения в области охраны окружающей среды

Статья 57. Международные отношения и принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды

В целях обеспечения всеобщей экологической безопасности в интересах настоящего и будущего поколений людей Кыргызская Республика осуществляет международное природоохранное сотрудничество и руководствуется следующими принципами:

- каждый человек имеет право на жизнь в благоприятных экологических условиях;

- государство имеет право на использование окружающей среды и природных ресурсов для целей развития обеспечения нужд своих граждан;

- экологическое благополучие одного государства не может обеспечиваться за счет других государств или без учета их интересов;

- деятельность государства не должна наносить ущерб окружающей среде;

- проведение систематического анализа природно-экологического аспекта развития внешнего сотрудничества, соблюдение основополагающего принципа взаимной выгоды;

- установление взаимоконтроля за состоянием и изменением окружающей среды и ее ресурсов на основе международно признанных критериев и параметров;

- международный обмен научно-технической информацией по проблемам окружающей среды; создание банков экологической информации, подготовка специалистов-экологов;

- взаимопомощь государств в чрезвычайных экологических ситуациях;

- мирное разрешение споров в области охраны окружающей среды;

- сочетание деятельности международных организаций с национальными интересами Кыргызской Республики.

Международные отношения должны строиться с учетом:

- экологических последствий и оценки экономического ущерба от вывоза за рубеж природных ресурсов;

- коммерческих потерь от реализации природных ресурсов на мировом рынке по низким ценам;

- недополученных доходов от поставки природных ресурсов в необработанном или слабообработанном виде;

- оценки экологического ущерба, возникающего в результате добычи природных ресурсов;

- требования использования экологически чистой и малоотходной технологии в создаваемых совместных предприятиях;

- сотрудничества между общественными природоохранными организациями;

- гласности внешнеэкономических связей.

Статья 58. Международные договоры в области охраны окружающей среды

Если международным договором, участником которого является Кыргызская Республика, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Кыргызской Республики по охране окружающей среды, то применяются правила международного договора.

Раздел XII

Заключительные положения

Статья 59. О введении в действие настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня опубликования.

Закон опубликован в газете "Эркин Тоо" от 7 июля 1999 года N 54-55

Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившими силу:

- Закон Республики Кыргызстан "Об охране природы" (Ведомости Верховного Совета Республики Кыргызстан, 1991 год, N 8, ст. 242);

- Постановление Верховного Совета Республики Кыргызстан "О порядке введения в действие Закона Республики Кыргызстан "Об охране природы" (Ведомости Верховного Совета Республики Кыргызстан, 1991 год, N 8, ст. 243).

Правительству Кыргызской Республики в трехмесячный срок привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.

До приведения законодательства Кыргызской Республики в соответствие с настоящим Законом применяются только те нормативные правовые акты, которые не противоречат настоящему Закону.

Президент Кыргызской Республики А.Акаев

Принят Законодательным собранием

Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 13 мая 1999 года