Заметили ошибку?

Выделите мышью и нажмите Ctrl+Enter

Реконструкция гострассы Раздольное-Хасан идет полным ходом
© WWF России Дмитрий Кучма
Реконструкция гострассы Раздольное-Хасан идет полным ходом
Новая дорога может разбить популяцию дальневосточного леопарда на две части
© WWF России / Дмитрий Кучма
Новая дорога может разбить популяцию дальневосточного леопарда на две части

Для леопардов построят дорожные переходы

Во Владивостоке по инициативе общественных экологических организаций состоялось рабочее совещание по обеспечению строительства переходов для диких животных через Хасанскую автотрассу. Эта дорога, полномасштабная реконструкция которой идет в настоящее время, пересекает всю Землю Леопарда - юго-западное Приморье.

Юго-западное Приморье является последнем в мире местом обитания дальневосточного леопарда. Положение популяции этого уникального зверя является критическим, как с природоохранной, так и с политической и даже сугубо биологической точек зрения. Несмотря на все принятые меры, ареал леопарда за последние 30 лет сократился в 45 раз. В настоящее время в мире осталось около 30 дальневосточных леопардов. Только за последние пять лет документально зафиксировано изъятие из популяции 9 особей этого зверя, которого по справедливости называют редчайшей кошкой планеты.

Сохранение леопарда - одна из главных задач, стоящих перед созданными здесь особо охраняемыми природными территориями: государственным природным заповедником «Кедровая Падь», региональным заказником «Борисовское Плато» и федеральным заказником «Барсовый», по территории которого пролегает трасса реконструируемой автодороги.

В преддверии будущего интенсивного социально-экономического развития юго-западного Приморья, предпосылки для которого уже созданы, необходима организация такой системы природопользования, которая бы обеспечивала устойчивое развитие данной территории и обеспечивала сохранение популяции дальневосточного леопарда. Автодорога перерезает ареал леопарда. С развитием автодороги (возрастание интенсивности движения, высокая насыпь, ограждения и т.д.), пересечение ее для диких животных, в том числе леопарда, будет все более проблематичным.

«Отсутствие действенных переходов для животных на новой автостраде Раздольное-Хасан, в сочетании с сопутствующей ей инфраструктурой, рассечет и без того крохотную популяцию дальневосточного леопарда на 2 части, что повлечет их неминуемое медленное угасание», - пишет директор Дальневосточного филиала WWF России, кандидат биологических наук Юрий Дарман в обращении к Руководителю департамента дорожного хозяйства Администрации Приморского края Л.П. Вильчинскому (см. Приложение)

Один из ключевых участков, на которые обращают внимание дорожников экологи - Нарвинский перевал. Он обеспечивает единственную связь между Федеральным заказником «Барсовый» и государственным природным биосферным заповедником «Кедровая Падь». По проведенным научным исследованиям данный перевал является регулярным «мостом» и здесь постоянно обитают 4 взрослых леопарда, из которых 2 самки, у которых регулярно отмечаются малыши.

«В случае прекращения этой связи, старейший в России биосферный заповедник «Кедровая Падь», созданный 90 лет назад для сохранения леопарда, потеряет свое международное значение для леопарда, - отмечает Юрий Дарман. - Самый оптимальный вариант – это, конечно, строительство на перевалах «Безверховский» и «Нарвинский» дорожных тоннелей (о «Занадворовском» говорить уже поздно, если только не установка здесь в перспективе виадука). Это более затратный и более длинный путь. Но в складывающейся ситуации мы не имеем права на ошибку и, как обсуждался проект нефтепровода в районе оз.Байкал, должны «не минимизировать возможность возникновения экологической катастрофы, а исключить полностью». Это слова В.В.Путина».

Специалисты WWF России отмечают, что технология возведения таких объектов за последние годы значительно модернизировалась и упростилась благодаря современным технологиям. Это хорошо видно по нашим соседям в Китае, где в граничащей с Хасанским районом провинцией Цзилинь (идентичный с нашим рельеф), количество дорожных тоннелей на севере составляет 1 на 15 км дороги. Это вызвано бережным отношением к своим природным ресурсам, плодородной земле.

В целях недопущения разрыва ареала вследствие реконструкции автодороги во Владивостоке в Департаменте дорожного хозяйства Администрации Приморского края 14 мая состоялось рабочее совещание для решения проблемы. При этом рассматривались варианты устройства переходов для диких животных на участках строительства дороги, через которые проходят миграционные пути, в том числе строительство тоннелей, скотопрогонников – больших труб прямоугольного сечения под полотном автодороги, а также виадуков шириной не менее 30 м, оформленных под естественный рельеф. Помимо сотрудников Администрации Приморского края, в совещании приняли участие специалисты Биолого-почвенного института и Тихоокеанского института географии ДВО РАН, заповедника «Кедровая Падь», фонда «Феникс», Дальневосточного филиала WWF России.

В итоге совещания была создана рабочая группа, члены которой должны в кратчайшие сроки представить варианты проектных решений – предложений об организации переходов для диких животных, а также места определить конкретные места их строительства. WWF России приветствует заинтересованный характер совещания и надеется на столь же конструктивное решение проблемы.

Контакт для получения дополнительной информации

 

Вы можете помочь сделать больше

Регулярные пожертвования
Единовременное пожертвование
руб.

Хотите помочь прямо сейчас?

Отправьте SMS на номер 3443 со словом WWF и суммой вашего пожертвования.

Например: WWF 300

Обязательно подтвердите ответный SMS-запрос!